Главная претензия к бюджету заключается в том, что он — профицитный, а значит, якобы антисоциальный. Если свести весь набор критики к одному лозунгу, то получается примерно следующее: Дума опять принимает бюджет, в котором деньги на силовиков есть, а денег на пенсии — нет.
Критиков можно было бы сразу опровергнуть, указав на более чем трехтриллионный трансфер из бюджета в Пенсионный фонд, и на этом закончить дискуссию, однако проблема тут более глубокая. Сам факт бездефицитности бюджета вызывает острое раздражение, указывающее на довольно нездоровое отношение к государственным финансам.
В российском инфополе принято довольно презрительно или как минимум иронично отзываться о «макроэкономической стабильности», и это несмотря на то, что Владимир Путин как раз очень высоко оценивает усилия тех, кто работает над её сохранением. Проблема в том, что «макроэкономическая стабильность» многим кажется чем-то абстрактным или, что еще хуже, всего лишь предлогом для того чтобы никому не давать бюджетных денег.
Бюджет не совершенен, нет. Но в тех случаях, когда без бюджетных вливаний в каких-то конкретных социальных вопросах действительно нельзя обойтись, думцы всегда найдут способ договориться с прижимистыми бухгалтерами из Мифина. А вот пресловутая стабильность — это и есть ключевой вопрос, в котором нельзя идти на компромисс с каким-либо популизмом.
Наши геополитические оппоненты демонстрировали железную уверенность в том, что Россия есть «экономика — не жилец», не из-за ошибочной информации или глупой гордости, а из-за того, что у них был огромный опыт наблюдений, который указывал на неизбежность коллапса. Лучший пример неправильного ответа на внешнее давление продемонстрировал СССР, а сейчас демонстрируют Иран с Турцией, которые уже несколько раз балансировали на грани цветных революций: в ответ на внешнее давление в первую очередь была принесена в жертву маркоэкономическая стабильность.
Власть «заливала проблемы деньгами» (одолженными или напечатанными), инфляция неизбежно разгонялась, лояльность населения пытались купить обесценивающимися подачками, а негативные экономические последствия — купировать директивными методами, которые никогда не работают, но всегда разгоняют цены, увеличивают коррупцию и развивают черный рынок. Способность российского руководства не повторять этот пагубный сценарий, несмотря на очевидное давление со стороны собственных сторонников и значительной части управленческого сословия, до сих пор вызывает на западе большое удивление.
И это им еще только предстоит осознать, что бюджет, который Дума примет к октябре — это не бюджет осажденной крепости, а бюджет рывка, в котором есть деньги и на майские указы, и на развитие внутреннего спроса. Бюджет неизбежно будет подвергнут критике. Пусть бюджет критикуют безответственые популисты за «макроэкономическую стабильность». Это гораздо лучше, чем если бы в Вашингтоне этот бюджет хвалили за то, что он наконец-то порвет в клочья российскую экономику.
Взято: https://www.politanalitika.ru/actualcomments/byudzhet-ryvka-a-ne-podachek/Бюджет Рывка, А Не Подачек
Октябрь 1, 2018
П.С. Тому, кому лениво читать "слишкомногабукаф" могут в качестве более легкой альтернативы почитать басню Крылова "Стрекоза и муравей".
Там про то же самое, но в более доступной форме.
Journal information